
Введение
- День седьмой челленджа, посвященного заметкам и наблюдениям.
- Обсуждение темы наблюдения: зачем, как и куда смотреть.
- Практика наблюдения рассматривается не только как рефлексия, но и с точки зрения стоицизма.
- Практики стоиков заложены в когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).
- Две базовые механики размышлений лежат в основе практики.
Стоическая практика самообучения
- Подготовка утром к событиям дня.
- Жизнь в соответствии с ценностями.
- Обновление состояния вечером.
- Ориентация на Сенеку и Марка Аврелия.
- Сенека: письма к Луцилию.
- Марк Аврелий: “Размышления”.
Практики самонаблюдения Сенеки
- Простая техника, похожая на дневниковые практики.
- Самоанализ прошедшего дня:
- Что было исправлено.
- Какого некорректного действия удалось избежать.
- В чём стал лучше к вечеру, чем был утром.
- Предположение, что Сенека проводил самоанализ в уме, без детальных записей.
- Рекомендация использовать дневники и блокноты для практики.
Практики медитации и размышления Марка Аврелия
- Две практики: утренняя и вечерняя.
- Утренние размышления:
- Последствия рабства своим страстям.
- Как изменился бы день при демонстрации лучших качеств.
- Вечерние вопросы:
- Что было сделано плохо.
- Что было сделано хорошо.
- Что можно сделать иначе.
- Утренние размышления:
Философия занятости и её критика
- Источник идеи - философия занятости, распространенная в компаниях.
- Вера в необходимость постоянной занятости приводит к контрпродуктивности.
- Создание пространства для размышлений и анализа считается минимальным или вредным.
- Размышление, чтение и изучение нового - противоядие от ненужной занятости.
- Интеллектуальная работа - это не конвейер, а пространство для размышлений и создания ценности.
- Девиз: не быть слишком занятым, чтобы исследовать свою жизнь.
Заметки как инструмент фокусировки
- Заметки - форма терапии и инструмент для фокусировки.
- Попытка избежать философии занятости для качественной работы.
- Заметки помогают увидеть, что действительно важно.
Поиск эффективной системы продуктивности
- Поиск системы ретроспективной практики, позволяющей вырасти в эффективности.
- Любищев и его система логирования дел (упоминание книги Даниила Гранина “Эта странная жизнь”).
- Предположение, что система Любищева заложила фундамент современной системы эффективности.
- Заметки - тихое место для сотрудника интеллектуального труда.
Подкрутка метода Pomodoro и списки дел
- Комбинация и реинтеграция идей для повышения производительности.
- Списки дел до определенного момента - пустая трата времени.
- Вместо списков дел - логирование и отслеживание дел в журнале (заметках).
- Фиксация каждого действия в виде журнальной записи.
- Использование метода Алайна для структуры заметок.
- Журнал как перемещение от одной записи к другой.
Практическое применение заметок
- Использование заметок при переключении между задачами.
- Формализация результата в нескольких предложениях.
- Два пункта в записи: что сделано и что планируется делать.
- Примеры: завершение проверки писем, окончание совещания, завершение написания документа.
- Ответы на вопросы: что только что сделал и что планирую делать дальше.
Демонстрация процесса рецензирования и создания заметок
- Создание нескольких заметок на основе рецензий.
- Использование анонимной переписки для получения обратной связи.
- Создание трех заметок общим объемом около 800 слов за 38 минут.
- Заметки связаны между собой и формируют базу знаний.
Челлендж дня.
Запустите таймер на 5–7 минут, выпишите на бумагу два утренних вопроса из размышлений Аврелия и честно ответьте на них — сколько успеете.
❓ Что будет, если я целый день буду заниматься не тем, чем нужно на самом деле? ❓ Насколько иным будет мой день, если я проведу его дисциплинированно? Что я имею в виду под этим — в видео.
А вечером заведите таймер на 20 минут и задайте себе три других вопроса:
❓ Что я сделал хорошо? ❓ Что я сделал похо? ❓ Что я буду делать иначе?
⁂